Закрыть
Войти
Логин
Пароль

Еще не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.
Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Меню
Почему Lada Vesta вызывает у меня чувство де жа вю?


Редкий день сегодня проходит без того, чтобы в автомобильных новостях не промелькнул очередной анонс про новинки "АвтоВАЗа". А от отечественных автолюбителей всё чаще можно услышать: "Наконец-то "Лада" поднимается с колен!".


Есть несколько вещей, которые мне часто приходится слышать. И ответом на все три вещи является слово "деньги".

В разговорах о новых и подержанных машинах приходится слышать: "Да как вообще можно сравнивать новое и б.у! Нужно отделять мух от котлет". А собственно с чего бы? Коль цена вопроса одна. Ведь первоочередный вопрос — вопрос денег. И в первую очередь нужно исходить именно из него.

Знаете почему мы перестали всерьез воспринимать продукцию "АвтоВАЗа"? Потому, что новые "Лады" терялись на фоне ввозимых бэушек за те же деньги. Мы сравнивали бэушные иномарки с новыми "Ладами" и считали это нормальным — ведь за них просили одни и те же деньги. А "Лада" — она всегда была бюджетной. Это в СССР, где 80% автомобилей шли на экспорт, любой автомобиль считался предметом роскоши. А за рубежом "Лады" и "Москвичи" позиционировались также, как сейчас позиционируется "Логан" — простые и дешевые машины.


АвтоВАЗ винят в том, что автомобили долго разрабатывались. Давайте посмотрим: приказ на разработку модели 2105 вышел в 1975 году, а в 1980 машины поступили в продажу. Первая полноприводная "тележка" в рамках проекта 2121 появилась в 1972 году, а в 1976 году появились первые товарные "Нивы". Первый прототип 2108 собрали буквально в ночь на новый 1979 год, а в серию машина вышла в 1984. Это разве долгие сроки разработки? Да нет, вполне адекватные.

И машины были ведь неплохие для своего времени и денег: "Лады" стоили дешевле "Гольфа", но разве "восьмерка" сильно уступает второму "Гольфу" в базовой комплектации?


Это уже потом кризис развала Союза привел к тому, что машины стали выходить с существенным опозданием. АвтоВАЗ действительно можно справедливо обвинить в том, что он "затягивал" производство устаревших моделей. Но на них был спрос. Зачем снимать с производства то, что продается и приносит деньги? А спрос был, потому что денег у населения не было и хватало только на недорогие бюджетные машины. Коими и были "Лады". Они и разрабатывались как бюджетные машины.


Почему у нас умели строить самолеты и танки, а машины так и не научились? И секрет этот опять же в деньгах. Скажу просто: зараплата простого инженера, но работающего в "ящике" в 70-х годах составляла около 800 рублей. Для сравнения, стоимость новенькой "Волги" не превышала и 10 тысяч рублей. По такой зарплате нетрудно оценить объемы денег, крутившиеся в военной сфере и понять, что на автомобильную промышленность уходил мизер. И советские автомобили были обречены быть не более чем "Логанами" своего времени.


Проклятый "АвтоВАЗ" убил АЗЛК. Есть замечательная модель "Москвича", которой я восхищаюсь и считаю самой классной и сбалансированной машиной, которая когда-либо выпускалась серийно в СССР. Это АЗЛК 2141. И как-то раз я спросил у отца: почему он купил "Жигули"? Ведь возможность была взять и "Москвич", да и до Москвы было меньше ехать, чем до Тольятти. Отец ответил: "Москвичи" никто не брал, очереди на них почти не было, потому что они, с их низким качеством, были никому и даром не нужны. И напомнил советский анекдот про разницу между "Жигулём" и "Москичём": первый три года ездит, а потом его надо чинить, а второй надо три года чинить, чтобы появилась возможноть ездить. Потребитель проголосовал рублем. Деньги, уходя от АЗЛК к ВАЗу из-за едва заметной разницы в качестве продукции заставляли АЗЛК не производить машины, а "выкраивать" и "скрести по сусекам", от чего качество снижалось ещё больше.


В конце-концов над АЗЛК возреял флаг победителя — французской фирмы Renault. И вот тут ситуация повторилась до смешного зеркально! Посмотрим на старый Logan и первую Kalina? Как продукт инженерной мысли Lada Kalina, на мой субъективный взгляд, лучше — она симпатичнее, в ней лучше продумана эргономика и она гораздо приятнее на ходу. Но Logan брали больше. Почему? Да всё потому же — качество! Надежный как танк Renault Logan представлялся потребителю гораздо более выгодным приобретением, чем Тольяттинская "ломучка". И вот уже на АвтоВАЗом возреял флаг Renault.

И вот тут начались восторженные ахи и вздохи: "французы научили русских делать качественные машины", "Стив Маттин научил русских рисовать нормальные автомобили, а не коробки"! И так далее. И если с качеством я соглашусь, то вот с дизайном нет. Автор экстерьера Lada Vesta — русский дизайнер Евгений Ткачев.


Да и в целом новая концепция диайна АвтоВАЗа лежит в том ключе, в котором хотели нарисовать "Проект С" задолго до прихода французов. Но "Проект С" был остановлен очередным мировым кризисом.


Глядя на современное развитие АвтоВАЗа мне становится страшно за Тольяттинских инженеров. Основной площадкой для производства Renault Logan является румынский завод Dacia. Но что в "Логане" сделано румынскими инженерами? Они просто производят недорогой французский продукт.


Что осталось от мысли инженеров АвтоВАЗа? Осталась, конечно же, старушка "Нива", пусть и под другим названием. Осталась "Гранта" и "Калина". В нынешних "Грантах" и "Калинах" достаточно деталей от Renault-Nissan, но конструкция вцелом — плод разработки АвтоВАЗа. "Чужие" детали это не плохо — для той же 2108 пришлось купить кучу иностранных патентов. А вот Largus — это уже чистый Logan. Lada XRAY опять же Logan, наряженный в другую обертку. Таким образом, из современных разработок "своей" осталась только Lada Vesta и, судя по всему, эта разработка может стать для тольяттинских инженеров лебединой песней.


А виноваты ли они в этом? Виноваты ли они в том, что всю жизнь они проектировали бюджетные машины. Виноваты ли они в том, что из-за сборщиков эти машины прослыли "ломучками"? Виноваты ли они в том, что АвтоВАЗ в перспективе может стать лишь сборочной площадкой Renault, аналогично Dacia?


И тем не менее я жду выхода XRAY и Vesta. Правда жду с опаской. Причем серьезной. А всё потому, что меня постоянно посещает чувство де жа вю, чувство, что сейчас повторяется история 10-летней давности.


А что было 10 лет назад? — спросит меня читатель. 10 лет, ваш покорный слуга был обычным московским школяром. То было славное время, когда буквально вся молодежь от 10 до 30 лет буквально пищала от фильмов "Форсаж" и игры "Need For Speed: Underground". Ребята постарше, у кого были водительские права, хотя бы раз в жизни посещали "стритрейсинг". Белорусские "стритрейсеры" ездили в лучшем случае на старых Honda или BMW, а российские довольствовались продукцией АвтоВАЗа. Ну а мы, на школьных переменках только и говорили об анонсе двух игр: "S.T.A.L.K.E.R." и "Lada Racing Club".

Впервые игра "Lada Racing Club" была анонсирована в мае 2004 года. И анонсирована с такой помпой, что игорвые журналы надолго обеспечили себе доход — было достаточно одного упоминания этой игры на обложке, чтобы журнал купили. И мы покупали эти журналы! Жадно читая каждую новость по этой игре! Мы мечтали поиграть в эту игру, ожидая увидеть и реализовать в ней свои самые сокровенные фантазии. А разработчики только согласно кивали головами и кормили очередными анонсами в очередных журналах.



Я был одним из первых, кто купил диск с игрой в марте 2006 года. Лицензионный. За кучу (для школьника) денег… Я не был харкорщиком либо геймером. Но даже мне на полное прохождение игры сквозь всевозможные баги потребовалось около полутора часов. Еще полтора часа я пытался найти в игре хоть что-то хорошее… И не находил. Даже модели машинок, нарисованные якобы "по чертежам представленным АвтоВАЗом" были выполнены коряво…


Многие разбили диск с игрой об стенку, многие — обменяли на что-то более стоящее. Я же положил его обратно в коробку и поставил на полку — в назидание самому себе о том, что гора может родить мышь. Как напоминание о том, что меня однажды "поимели".


И сейчас, читая очередную новость про до сих пор невышедшие новинки АвтоВАЗа, я всё чаще смотрю на полку с игрой и меня одолевает чувство де жа вю. Это ведь было ровно 10 лет назад и связано было тоже со словом Lada. Только через 10 лет вместо машинок виртуальных читаю анонсы про машинки реальные. И я очень не хочу, чтобы новые модели Lada оказались для автолюбителей таким же разочарованием, каким когда-то для геймеровов стала та игра.

(с) redzub http://www.drive2.ru/b/1437540/


Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.